НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ НАУК КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ОТДЕЛЕНИЕ ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИХ, МАТЕМАТИЧЕСКИХ И ГОРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

ИНСТИТУТ МАШИНОВЕДЕНИЯ И АВТОМАТИКИ

Мнения ученых о предстоящих реформах в сфере науки и образования

Опубликовано 21 Сен 2022


Ученые Института машиноведения и автоматики НАН КР при обсуждении предстоящих реформ в сфере науки недоумевают, как можно повысить роль науки путем присоединения академических институтов к вузам.

Идея интеграции университетской и академической науки путем простой передачи академических институтов в ведение вновь образованных научно-иссле6довательских университетов является ошибочной. Это не приведет к достижению поставленных целей, а наоборот, откинет развитие национальной науки назад. Не проанализирована и не дана объективная оценка ситуации, не выявлены причинно-следственные взаимодействия, что приведет к не продуманным и не взвешенным решениям.

Инициаторы реформации не представляют, за счёт чего произойдёт подъем науки, у них нет убедительных аргументов для улучшения науки при передаче ее вузам.

В НАН КР предлагают оставить институты гуманитарного профиля, а вместе с другими профильными институтами забрать материально-техническую базу, но функции как координирующего органа, закрепленные Конституцией КР за Национальной академией наук , оставить. Возникает вопрос: Как будет осуществляться координация, если профильные институты не будут подчиняться Президиуму НАН?

Практика соседнего Казахстана показала ошибочность упразднения академической науки. Крупнейший научный центр стал полем для эксперимента с 2002 по 2022 год. По мнению ученых Казахстана «этот эксперимент себя не оправдал и нанес непоправимый урон науке».

Во главе реформы, по нашему мнению, должна стоять идея фундаментальной, системной, поэтапной реорганизации НАН без каких-либо «передач» ее полномочий, функций, материальной базы и т.д., целью которой будет возродить и усилить НАН в деле успешного развития науки, и чтобы ее исследования стали основой для развития экономики страны.

Академическая фундаментальная наука направлена на получение новых знаний, а прикладная ориентирована на реализацию этих новых знаний для подъема промышленности, т.е. на проработку вопросов по практическому их использованию. За законченными НИР должна следовать стадия выполнения ОКР, которые, являются, как правило, прерогативой не академических НИИ, а отраслевых НИИ или соответствующих технопарков. Дальнейший шаг - внедрение результатов НИР должен обеспечить экономическую эффективность хозяйственной деятельности. Однако, в настоящее время в государстве нет структур, которые должны заниматься внедрением результатов НИР, а у академии наук нет на это ресурсов ни финансовых, ни человеческих.

При передаче академических институтов в вузы вопросы управления наукой попадут в руки чиновников, не имеющих представления о науке.

В академических институтах существуют научные школы, которые развивались не одним поколением ученых. Многие из этих школ широко известны в мировом научном сообществе. Их возглавляют члены Национальной академии наук, которые лучше чем кто-либо знают, как их сохранять и развивать дальше. Предлагаемая реформа приведет к тому, что ректора вузов по своему пониманию и усмотрению начнут вмешиваться в деятельность этих школ, что приведет к их распаду и потере для страны.

Научные институты должны оставаться в составе Национальной академии наук, но иметь тесные связи с вузами. Сотрудники академических институтов должны читать лекции и проводить практические занятия со студентами вузов, привлекать их для решения научных задач, как во время обучения, так и во время практик, которые отобранные студенты должны проходить в академических институтах. Это позволит сохранить и развивать существующие научные школы.

В настоящее время вклад отечественной науки в развитие страны действительно в «материальном исчислении» минимален и основной причиной этого, является недостаточное финансирование проводимых исследований и не заинтересованность отраслевых министерств и ведомств в получении и использовании результатов исследований и разработок и соответственно отсутствие их участия. Нужно отметить, в то время, когда наука считалась производственной силой, в бюджете каждого министерства отдельной статьей предусматривалось внедрение новых технологий и техники и оно всегда было заинтересовано в сотрудничестве с научными учреждениями, чего в настоящее время нет. Поэтому правительству следует проработать вопросы интеграции науки с производством.

На наш взгляд, для решения “актуальных вопросов социально-экономического развития страны” целесообразно их сформулировать и передать научным учреждениям в виде государственных заказов и обеспечить их соответствующее финансирование. С этой целью при финансировании соответствующих министерств и ведомств по отраслям, необходимо в их планах предусмотреть отдельной статьей средства для разработки новых и совершенствование существующих технологий и технического обеспечения. В этом случае отрасли производства, исходя из своих потребностей, будут заинтересованы в заключении договоров с соответствующими научными учреждениями на выполнение научных исследований, которые могут найти применение в этой отрасли.

Оптимизация кадрового потенциала достигла своего предела (часть опытных и квалифицированных сотрудников ушли в коммерческие предприятия или уехали из страны, а среди молодых сотрудников, из числа выпускников ВУЗов, большая текучка из-за низкой зарплаты).

Долгие годы наука финансируется только в рамках трехлетних проектов. Наука — это не стройка, которую можно завершить за три года. Будет лучше, если наукой будут управлять сами ученые, и сами ученые будут заниматься ее организацией. Толку не будет, если она станет очередным департаментом министерства.

Какая бы система организации наукой ни была, если нет научных кадров и научной базы, не будет результатов. Важно оказывать поддержку молодым ученым, потому что без финансирования молодежь наукой не заинтересуешь.

Простое решение рассматриваемых вопросов и передача институтов в вузы не даст решения проблем, а еще сильнее усугубит их, включая собственные, существующие проблемы вузов, связанные с образовательной деятельностью.

Таким образом, передача Института машиноведения и автоматики НАН КР в состав Кыргызского государственного технического университета или другого вуза считаем не целесообразной, потому что это не решает ни одну из поставленных в проекте указа задач.

Новости
В целях повышения экологической культуры и грамотности населения Кыргызстана по вопросам сохранения и «оздоровления» окружающей среды, устойчивого развития общества и качества жизни людей, Советом молодых ученых Национальной академии наук …
Подробнее
Ученые Института машиноведения и автоматики НАН КР при обсуждении предстоящих реформ в сфере науки недоумевают, как можно повысить роль науки путем присоединения академических институтов к вузам. Идея интеграции университетской и …
Подробнее